Себестоимость: найти и использовать резервы // Экономика и жизнь (№2/9618)

В сложных экономических условиях компании разного уровня стараются экономить абсолютно на всем. Иногда это идет в ущерб качеству продукции, работ, услуг или обслуживанию потребителей. Вместе с тем постоянное управление себестоимостью позволяет оставаться компаниям конкурентоспособными, особенно если использовать методы, обеспечивающие, например, выпуск более качественной продукции с меньшими затратами при большей экономической эффективности. Какие здесь возможны подходы и решения, как ими воспользоваться, об этом и пойдет разговор.

Опытом делится Бурчаков Андрей, руководитель департамента финансового консалтинга ФРОНТСТЕП СНГ, к.э.н.

На себестоимость продукции, работ, услуг, менеджеры обычно обращают внимание, когда задумываются над тем, можно ли снизить цены и увеличить продажи, повысить производительность труда и сделать бизнес эффективнее.

Так и возникают основные вопросы поиска резервов снижения себестоимости:
  • какова реальная себестоимость единицы продукции, она выше или ниже цены;
  • почему растет себестоимость, какие факторы на это влияют;
  • оптимальна ли производственная программа, может быть уже необходимо пересмотреть загрузку мощностей и распределение ресурсов;
  • как лучше контролировать уровень расходов и где брать информацию для этого и т.п.
Чтобы ответить на эти и подобные вопросы, необходимо постоянно уделять внимание себестоимости, а не пускать ее «на самотек», поскольку действительно управлять ею можно только на систематической основе. В этом случае будет проще найти резервы для ее снижения.

Классификация расходов и упорядочивание затрат позволяет контролировать их рост и влияющие факторы

Процесс поиска резервов снижения себестоимости можно и нужно организовать. Прежде всего необходимо правильно сгруппировать затраты и расходы, применив их различные классификации. Во-первых, именно от группировки затрат и метода их отнесения на себестоимость зависит ее конечная сумма. Во-вторых, это позволит избежать разрастания справочников и дублирования одинаковых и однотипных статей. При грамотной классификации и упорядочивании статей затрат и расходов можно увидеть, где происходит наиболее динамичный их рост и влияющие на него факторы. Как правило, на практике редко кто занимается реальным управлением статьями расходов. Особенно это касается холдингов и других регионально разнесенных компаний. В таких организациях при невозможности правильно классифицировать расходы сотрудники заводят новую статью расходов, и так до тех пор, пока на уровне управляющей компании не возникнут трудности при их консолидации. Только тогда и возникает необходимость наведения порядка в справочниках. Как правило при централизованном управлении справочниками расходов время на формирование консолидированного бюджета доходов и расходов в холдинге сокращается в три раза.

Предлагаю использовать классификацию затрат на две группы:

  • прямые и косвенные в производственном процессе — позволяют контролировать расходы по видам деятельности и служат основой для поиска резервов в производственной и непроизводственной сферах;
  • переменные и постоянные затраты в объеме выпуска — дают возможность более точно контролировать изменения затрат в производстве продукции и отдельно управлять процессами, не связанными с производством.
И уже по ним строить ставшую популярной матрицу формирования расходов. Данную матрицу можно составлять по каждому продукту, виду деятельности, направлению бизнеса или по всей компании в целом. При этом полезно рассчитывать плановый и фактический удельный вес каждой группы затрат и сравнивать их.

Матрица затрат

 
Использовать эту матрицу можно и для нормирования сумм и удельного веса различных расходов предприятия. Для проведения факторного анализа изменения себестоимости важно классифицировать все расходы по элементам. Группировка затрат по элементам позволит проанализировать такие важные параметры, как материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость, и определить технико-технологический уровень производства.

Например, уменьшение удельного веса зарплаты при неизменном объеме выпуска готовой продукции, как правило, связано с увеличением доли покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, что, в свою очередь, указывает на тенденцию к сокращению собственного производства полуфабрикатов и комплектующих и переходу на сборочные технологии.

Формирование себестоимости по этапам изготовления продукции — основа эффективного управления.

Скачать полный текст статьи в pdf